Split/Second заинтересовала меня после известного
Стержневая идея тоже оказалась интересной: есть шоу, суть которого в гонках и разрушении. Причем соревнования отрицают законы физики, а взрывы максимально ярки и красочны. Чтобы аж дух захватывало. Сюжета нет, мы просто проделываем безумные трюки впечатляющих масштабов сезон за сезоном. Меняются заезды, внешний вид авто, но идея до самого конца так и остается прежней.
Игра встречает нас великолепием технологий. Представьте в уме красочные сцены всех фантастических боевиков за последние пять лет, подлейте пафосного «Форсажа», нанесите на это дело сто килограмм эффектов, гламурную глазурь идеальных отражений — и получите внешность Split/Second. Ей богу, мне до лампочки, сколько здесь у моделей полигонов — все выглядит дорого. Так отливают хромом коллекционные Harley Davidson. Взглянул — и сразу понимаешь, с чем имеешь дело.
На этом воспевать графику перестаю, честное слово. Хотя ее обрекли быть отличной — гонка без сюжета, основанная на фундаменте из зрелищности и динамики, не может быть страшненькой — ее никто не купит. Выдающаяся внешность — это судьба. Burnout, к примеру, для своего времени была весьма неплохой. По крайней мере воскликнуть «Вау, едрена кочерыжка! Как же тут все быстро и красочно!» приходилось не раз.
Под типично голливудскую заставку с миллионом осколков от разбивающегося стекла при поддержке диктора с голосом гайморитного больного и героическую музыку мы врываемся в одиночный режим. Действие здесь разбито на эпизоды. Каждое шоу — это набор определенных испытаний в количестве шести штук. Всего этих выпусков — двенадцать, запомните это число.
Идем дальше. Шесть заездов делятся на несколько видов. Обычная покатушка, на выбывание, на время, вертолетное и грузовиковое выживания, плюс одна «элитная», которая в сути своей — обычная гонка, но на очки. Вроде бы турнир… с возможностью перепроходить соревнования — какой-то бесполезный довесок.
Обычный заезд — это самое привычное «кто первый». Только с местной спецификой. Но чтобы воспользоваться собственно спецификой, набираем энергетическую полоску — ее заполняют за всего четыре действия. Это прыжок, занос, драфт (он же воздушный тоннель, когда едешь ровно за впереди идущим автомобилем) и уворот от какого-то близкого взрыва или неминуемого звездеца. Прыгать по желанию нельзя, поэтому про этот способ можно не думать. Уворот случается часто, но специально его тоже не сделать, поэтому сосредотачиваемся на драфте и заносах — самый верный способ набить шкалу полностью. Полученная энергия тратится всего на два вида действий — мелкие или глобальные разрушения. Мини-подлости стоят одно деление шкалы из максимальных трех. Гиперковарства стоят сразу всей энергии, зато с их помощью можно изменить трассу и создать много-много «бабахов», «бдыщей» и строительного мусора.
Фактически первый режим (как и «элитное» состязание) — это обычная гонка, только мы можем гадить соперникам с помощью нашей энергии. Едет себе злопыхатель спокойно, а мы взрываем стоящие у обочины машины. Они с веселыми огоньками прилетают на дорогу и превращают вражеский болид в кучу гламурных запчастей. Еще один частый прием — заставить исполинский экскаватор помахать ковшом. Сбросить взрывающуюся бочку с вертолета или пачку забавных баллонов с газом кому-нибудь на голову — тоже Дао.
Езда на выбывание проходит по тем же трассам и с той же спецификой. Единственное исключение — это таймер, который вышибает последнего. Суть проста и понятна — будь первым и победишь, нужно только продержаться.
С грузовиком тема похожая — тоже будут взрывы. Но в этот раз от бочек, которые разбрасывает огромный автопоезд. Нам нужно его обгонять, за это прибавляют время на таймере и очки. Вышли вперед — встречаем еще одного железного монстра и недобрые бочки, опять обходим. Кроме извилин трассы нам будут мешать еще и подсадные автомобильчики. Это не противники даже, они служат, чтобы мешать поворачивать... и еще создают дождь из осколков — зрелищности добавляют. И мы кружим так, пока время не кончится, или не погибнем от шального снаряда. Попыток на заезд тоже три.
Победили — получили 50 очков. Пришли вторыми, третьими, пятыми — получите меньше. Чтобы открыть новый шматок прохождения, нужно набрать некоторое количество баллов. Машины открываются так же. О них, кстати, говорить нечего — все обтекаемые, агрессивные, стильно-спортивные, но с выдуманными именами. За яркой внешностью угадываются первоисточники: «Порше», «Астон Мартин», «Ламборгини» и всякие там «Форды», но на том все и кончается. Поведение железного коня на дороге аркадное и к объективной реальности отношения не имеет. Да и какая разница? Игра про «пыщ-пыщ» и атомные «бабахи» на дикой скорости. Кому вообще какое дело, на чем ездить, если транспорт выбирается по принципу «что лучше, то и берем».
Поначалу Split/Second завораживает. Ей богу, стоит только научиться уклоняться от неуклюжих атак соперника, как чувствуешь себя царем дороги. Машина несется, эффекты растекаются к краям экрана, пролетающий мимо разбитый кузов противника веселит, а гонки проходятся одна за одной. Словно арахис в кожурке — даже усилия не надо прилагать, он щелкается от взгляда. Спустя два-три сезона удивляешься, как тут все классно. Энергии полно, можно взрывать что хочется. Побеждать легко — трассы даются с первого раза. Если приходится прилагать хоть какое-то усилие, чувствуешь себя Джеймсом Бондом или его аналогом — лидерство вырываешь буквально за шаг до финиша, на последнем рывке, на краю пропасти. Это чувство окрыляет, и игра будто подсуживает — гонщик, словно стремительный принц в блестящих доспехах, несется по треку, и ничто не может его остановить. Ему все удается, он побеждает, а обилие эффектов, как видео, так и звуковых, придает этому значимости. Вокруг происходит что-то безумное, но пилот шустрого болида чувствует себя на седьмом небе — ему все равно все удается…
Ровно до пятого сезона Split/Second — чумовая. Плевать, что в ней нет сюжета. Зато она скармливает вам новые машины в больших количествах, дает побеждать с одной-двух попыток, радует взгляд и слух. Все классно и захватывающе, хочется еще и еще. Просидеть часа три-четыре без отрыва на воду, еду и туалет вполне реально. А потом мы переходим в шестой эпизод, и разработчики начинают икать вместе с Need For Speed: Underground (мир ее праху).
Перемены разительные. Чтобы пройти гонку на время, нужно не просто ее проехать быстро, уклоняясь от взрывающегося всего, а выдать безупречный пролет на максимальной скорости. И даже этого может не хватить — кроме уворотов от неминуемой гибели надо еще и держаться выверенной траектории. В общем, раза с двадцатого обычно и получается.
Выживание превращается в кошмар — оппоненты все как один быстрые. Стоит раз взорваться — можно начинать заново. Догнать кого-то почти невозможно, а таймер угрожающе тикает. Самый смак — умереть за пару секунд до «времени Х». Так, кстати, обычно и случается. Едешь-едешь первым, все в порядке. Входишь в поворот, дрифтуешь как обычно… но тут машину чуточку поворачивает, хотя раньше такого не бывало, она боком летит по дороге, через секунду влепляется в ограду, взрывается, и мы на последнем месте — смотрим заставку, кусаем локти.
И будто этого недостаточно — вылезает второй прыщ. Чтобы прорваться дальше, нужно занимать верхние строчки и получать новые авто. Если мы не побеждаем, а приходим, скажем, третьими и ниже, то открыть следующую часть получится, но машины нам давать будут с задержкой. Чтобы пройти все с максимальным результатом, придется играть каждую новую трассу минимум дважды. А с учетом постоянных подлостей (я тут не нахожу другого цензурного слова) от компьютера заездов сделать придется не менее пяти-десяти. Причем маршруты открываются постепенно. К примеру, за пять первых эпизодов вы побываете всего в нескольких местах — это город, доки и аэропорт. Конечно, треки не одинаковые, они собраны из разных частей, но большая часть этих составных кусочков повторяется. Иными словами, к шестому эпизоду некоторые места вы сможете посетить… раз пятьдесят. Увидите все способы что-то взорвать. Да чего уж, вы их просто заучите наизусть. Чтобы одолеть одно особенно сложное состязание, я даже выверил, когда нужно уничтожать противников и дрифтовать, вот уж развлечение…
Собственно, на этом веселье и заканчивается. Гоняем по одним и тем же трассам, взрываем одно и то же. Причем нельзя сказать, что уничтожаемых объектов вдоволь. Нет тут пиршества автомобильных обломков, как во FlatOut 2 (аж слеза навернулась, как вспомнил свой любимый пикапчик), нет свободы и дикости Burnout, правило «потерял две десятых секунды — продул» убивает всю динамику и радость.
К седьмому сезону из классной игры Split/Second превращается в скользкое противное нечто, которое хочется побыстрее удалить. На резонное замечание Константина Т. опробовать сетевой режим я ответил, что там автомобили можно выбирать только те, что ты уже открыл. Моего терпения хватило до седьмого сезона, поэтому мне было печально выходить на онлайновый ринг — естественно, там найдутся андроиды с лучшими тачками. Так и оказалось. А еще оказалось, что энергия в мультиплеере набирается в десять раз медленнее, а машина двигается так, будто ушлые враги нагрузили ее тремя тоннами картошки. Вместо фееричного веселья — грусть, потому что у всех стальные коники разные по скорости. Крутые — впереди, а остальные размазаны по треку. Никто никого не взрывает… Едешь себе один и думаешь: нафиг все это нужно? Да вообще не нужно — удаляйте.
***
Но тем не менее за начало ставим «Похвально». И за идею с интерфейсом тоже. Жаль, концовку испортили, было бы «Изумительно». Правда-правда.
Плюсы: зрелищно; динамично; музыка тоже классная. Минусы: скучное одиночное прохождение, однообразные наборы гонок; повторяющиеся трассы; небольшое количество тоже повторяющихся разрушаемых элементов; чрезмерная сложность ближе к середине игры. |